Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕКТАРИЙ
48, С. 576-582 опубликовано: 28 июня 2022г.


Содержание

НЕКТАРИЙ

(Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667, Москва), свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Сибирский и Тобольский (1636-1639). Н. род. в крестьянской семье (был 6-м сыном) в 1586 или 1587 г. в Осташковской патриаршей слободе. Дед, 2 бабушки Н. и его родители в старости приняли постриг, а 2 дяди и 2 брата посвятили себя духовной карьере. Брат Н. Сергий (в монашестве) в 1624-1642 гг. был игуменом Николаевского Рожковского мон-ря, др. брат, Лев, был священником осташковской Воскресенской ц. (1624), протопопом соборной ц. г. Ржева (1638-1640), впосл. также принял постриг. Н. приходился двоюродным дедом автору «Арифметики» Л. Ф. Магницкому.

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в г. Ханты-Мансийске)
Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в г. Ханты-Мансийске)

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в г. Ханты-Мансийске)
В 1599 г. Н. пришел в Нилову Столобенскую в честь Богоявления пустынь, на оз. Селигер, где в 1601 г. принял постриг, а в 1613 г. был посвящен в иеромонаха. В пустыни Н. получил хорошее образование под рук. игум. Германа. Одним из наставников Н. мог быть известный впосл. книжный справщик Арсений Глухой (Буцинский. 1891. С. 28; ср.: Успенский. 1887. С. 19). Н. стал переписчиком, образованным книжником своего времени - знал греческий и латинский языки, философию, риторику (Ромодановская. 1993. С. 374). В письме 1639 г. кн. И. М. Катыреву-Ростовскому Н. описывал суровые условия первых лет жизни в пустыни, к-рые пришлись на Смутное время: терпел «труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту», вместо хлеба ели «траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1773). Обучение также сопровождалось тяжкими испытаниями, напр. «по дважды на всякой день в два времени бит был… и того сочтено у меня в два года, по два времени на всякой день, боев тысяча четыреста и тридесять». Н., однако, вспоминал эти годы с благодарностью: «пастырь мой (игум. Герман.- И. У.) плоть мою сокрушал, а душу мою спасал» (Там же. Стб. 1774).

После смерти игум. Германа (22 февр. 1614), по желанию последнего, Н. в 28-летнем возрасте стал управителем Ниловой пуст. Н. дал своему наставнику обещание «до смерти моей жить… в Нилове пустыни и нигде не отходить, а где отшед умру, и мне… лица Божия не видать» (Там же. Стб. 1773). В 1620 г. митр. Новгородский и Великолуцкий Макарий II возвел Н. во игумена Ниловой пуст.

Н. немало преуспел в деле обустройства пустыни, ему удалось добиться увеличения царской руги и расширить земельные владения. В 1622 г. была построена 5-главая деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. На ее убранство 3 иконы подарил митр. Ростовский Варлаам II, 17 икон Деисусного чина - архим. Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисий (Зобниновский). На месте сгоревшей ц. Богоявления с приделом во имя св. Василия Блаженного в 1635 г. Н. завершил строительство одноименной 3-главой церкви с приделом над гробницей прп. Нила Столобенского. Много усилий Н. приложил к поискам мощей прп. Нила, к-рые были открыты после смерти святителя в 1667 г. В пустыни переписывались и распространялись каноны прп. Нилу.

При Н. была также выстроена новая ограда мон-ря с 8-стенной колокольней над воротами, для обустройства которой прп. Дионисий (Зобниновский) передал вклад - часы с боем. В пустыни появились больничные и гостиные кельи, 2 яблоневых сада, расширился хозяйственный комплекс.

Свт. Нектарий Тобольский, преподобные Нил и Герман Столобенские. Икона. 2008 г. (Нилова Столобенская пуст.)
Свт. Нектарий Тобольский, преподобные Нил и Герман Столобенские. Икона. 2008 г. (Нилова Столобенская пуст.)

Свт. Нектарий Тобольский, преподобные Нил и Герман Столобенские. Икона. 2008 г. (Нилова Столобенская пуст.)
Особо Н. заботился об увеличении количества книг в монастырской б-ке, для к-рой он приобретал и переписывал книги. Известно о покупке Н. Апостола, Евангелия и Пятикнижия Моисеева, прп. Дионисий (Зобниновский) пополнил б-ку пустыни Скитским Патериком (Ромодановская. 1993. С. 375). В ризнице Ниловой пуст. хранились переписанные Н. сочинения Симеона Нового Богослова, «Паренесис» Ефрема Сирина, Требник, святцы, комплект Четьих-Миней. В период своего архиерейства в Тобольске Н. составил, переписал и собственноручно украсил Синодик Нило-Столобенской пуст. Н. атрибутируется расширенная редакция Жития Нила Столобенского на основе житийной лит-ры XVI-XVII вв.

Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.
Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.

Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.
Н. часто бывал в Новгороде, он был знаком с воеводой, кн. Катыревым-Ростовским, впосл. ставшим зятем царя Михаила Феодоровича, через к-рого был известен царской семье. В 1628 г. Н. представили царю. Игумен выразил надежду на скорое дарование Михаилу Феодоровичу наследника, эти слова были сочтены пророческими. После рождения в 1629 г. царевича Алексея Михайловича Н. стал его восприемником (ИРИ. Ч. 5. С. 207). Покровительствовали Н. и делали вклады в Нилову пуст. влиятельные бояре И. Н. Романов, Б. М. Лыков, С. В. Колтовский, князья Катырев-Ростовский, А. Н. Трубецкой и Д. М. Пожарский.

7 февр. 1636 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию Н., к-рый был поставлен архиепископом Сибирским и Тобольским, став 3-м архиереем на этой кафедре. Вероятно, Н. был рекомендован царю и патриарху кн. Катыревым-Ростовским, к-рого Н. в 1639 г. упрекал в адресованном ему письме: «...ты мою душу погубил, ты мене лишил мздыот небеснаго царя за мои труды пустынные» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1775). Помня свое обещание не оставлять Нилову пуст., Н. тяжело переживал отъезд.

В епархию Н. прибыл 1 апр. 1636 г., а 31 мая в Тобольске он возглавил погребение своего предшественника по кафедре архиеп. Макария (Кучина), скончавшегося еще 24 июля 1635 г.

За недолгий срок пребывания в Тобольске (менее 4 лет) Н. успел много потрудиться на благо епархии. Несмотря на запустение, царившее на кафедре, мрачные описания к-рого Н. включал в свои челобитные царю («от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись и твое царское богомолье без службы не стало бы» - Буцинский. 1891. С. 31), ему удалось укрепить хозяйственное положение архиерейского дома (количество крестьян увеличилось с 138 до 427 чел., расширились земельные владения кафедры). Ему удавалось отсрочить вступление в силу ограничительных мер царского правительства в отношении Сибирской кафедры (сокращения денежной руги, замены хлебной руги денежной) (Там же. С. 30, 33).

Н. заботился об устроении церквей в епархии. Напр., он обеспечил необходимой церковной утварью Троицкую ц. в Ленском (Якутском) остроге. Архиепископ способствовал развитию иконописания в Сибири. Он привез с собой иконописца, монаха Ниловой пуст. Антония; для росписи церквей по просьбе Н. в Тобольск были посланы иконописцы из Вел. Устюга и Соли Вычегодской. Сам Н. для Софийского кафедрального собора написал на холсте образ Воскресения Христова, а по оставлении кафедры, ок. 1645 г.,- образ Николая Чудотворца для Иоанно-Введенского жен. мон-ря.

При Н. в Сибири была прославлена Абалакская «Знамение» икона Божией Матери. В 1636 г. в Абалацком погосте (в 25 км от Тобольска) вдове Марии неск. раз явилась Богоматерь, 24 июля того же года на пути в Тобольск она увидела облачный столп с иконами Божией Матери «Знамение», прп. Марии Египетской и свт. Николая Чудотворца, после чего явилась к Н. с рассказом о чуде. Архиепископ много беседовал с Марией наедине, а потом в присутствии духовенства и воевод. В 1637 г. он распорядился о строительстве в Абалацком погосте ц. в честь иконы «Знамение» Божией Матери и написании одноименной иконы с предстоящими Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Икона была написана протодиаконом Матфеем, прибывшим в Сибирь еще с 1-м ее архиеп. Киприаном (Старорусенковым (Старорусенниковым)). Впосл. образ чтился как чудотворный, было составлено «Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы».

По мнению Е. К. Ромодановской, при Н. в Тобольском архиерейском доме началось летописание, архиерейский дьяк Савва Есипов занялся составлением Есиповской летописи. Н. установил в епархии офиц. церковное поминание Ермака Тимофеевича и его дружины.

Как и его предшественник по кафедре, Н. боролся с чрезвычайно распространенными в епархии пьянством, языческими верованиями, монастырскими нестроениями. Так, монахи тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря вели «неистовое житие» - предавались пьянству, дерзко высказывались о государе и отказывались подчиняться архиепископу (Буцинский. 1891. С. 42). Сильное сопротивление паствы, вероятно, вызывали высокие требования Н. к благочестию. Так, большой противник «хмельного пития», Н. добился царского разрешения на замену 100 ведер водки, к-рые ежегодно поставляли тобольские воеводы на нужды архиерейского дома, на 50 пудов меда (Там же. С. 29). По преданию, на стенах архиерейского дома были написаны правила монашеского жития, за соблюдением к-рых Н. строго следил (Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский. 1887. С. 343). Н. благословил старца Герасима (Каченского) на пустынножительство в устье р. Берёзовки.

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.)
Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.)

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.)
Непросто складывались отношения Н. с местными воеводами. Напр., в одной из своих челобитных царю Н. сообщал, что в 1638 г. мангазейский воевода своей волей отпустил местного священника, к-рый забрал с собой все «десятинные и церковные данные софийские сборные деньги и книги, а в Сибири попами скудно и послать в Мангазею некого» (Буцинский. 1891. С. 43). На Н. было написано в Москву неск. доносов, воеводы в течение ряда лет саботировали дело П. Хмелевского, подлежавшее юрисдикции архиепископа. В Сибири распространилось самозванничество среди духовенства. В 1638 г. большую челобитную в «деле государевом» подал на Н. «ссыльный немчин Савва Француженин». Он обвинил Н. в том, что архиепископ силой заставил его примириться с тобольским воеводой кн. М. М. Тёмкиным-Ростовским. По результатам расследования Савва был выслан из Тобольска (Миллер. 1937. С. 555-556).

Н. многократно обращался к царю в просьбами об отставке, ссылаясь на тяготы сибирской жизни, а также на свою старость и болезни: «...вели мне быть в Ниловой пустыни или где ты укажешь, а мне в Сибири от таких заводных доводов быть отнюдь невозможно никакими обычаями» (Буцинский. 1891. С. 40). В этом деле ему помог кн. Катырев-Ростовский. 17 окт. 1639 г. была подписана царская грамота об отпуске Н. на покой в Нилову пустынь. 4 янв. 1640 г. Н. выехал в Москву. Прибыв в столицу, он обратился к царю и патриарху с просьбой удалиться в Нилову пуст., получил разрешение и 4 марта 1640 г., «сложа с себя святительский сан и смирения ради, облечеся в черну мантию», отправился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 36. С. 152-153). В марте 1640 г. Н. вернулся в Нилову пуст. и до 1644 г. был советником при игум. Дорофее; царским указом от 24 нояб. 1647 г. снова стал строителем мон-ря, оставаясь на этом посту до своей смерти в 1667 г.

Период 2-го игуменства Н. стал временем подъема Ниловой пуст. В 1647 г. по ходатайству Н. царь Алексей Михайлович вывел пустынь из подсудности ржевскому воеводе в пользу Дворцового приказа, в 1660 г. мон-рю было пожаловано право беспошлинной рыбной ловли на оз. Ильмень, а впоследствии назначена большая денежная и хлебная руга. Нилову пуст. также поддерживали патриарх Никон, князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М., И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Ризница Ниловой пуст. пополнилась серебряной утварью - вкладами боярина И. М. Милославского и игумении московского Алексиевского мон-ря Марии (Телешевой) (Успенский. 1887. С. 23-24).

Свт. Нектарий Тобольский. Фрагмент росписи «Собор Сибирских святых» собора Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.
Свт. Нектарий Тобольский. Фрагмент росписи «Собор Сибирских святых» собора Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.

Свт. Нектарий Тобольский. Фрагмент росписи «Собор Сибирских святых» собора Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.
Н. установил в пустыни строгий общежительный порядок: «...хмельному питию не быть, и священники и братья в монастыре и вне монастыря хмельнаго питья не пили б и платье носили б и пили и ели б ис обще монастырское казенное, а своим ничего не называли» (ААЭ. Т. 4. № 165. С. 218). В «Заповеди» насельникам Ниловой пуст. Н. писал: «На сем святем месте на отоце Селигера озера по божественному гласу жил преподобный отец наш Нил чудотворец двадесять семь лет, пребывал в посте, и в молитве, и в трудах, а хмельного пития не пивал, и отыде в вечный покой… И аз, многогрешный Нектарий, живу на сем месте многие лета, а от рождения матерня никакого хмельного пития не пивал и по се время, и его не держивал» (Лит. памятники. 2001. С. 283). Вероятно, по уставу Н. предполагалось изгнание из пустыни лиц, не желавших подчиняться этим правилам.

Ковчег с главой свт. Нектария (Теляшина), архиеп. Сибирского и Тобольского, в Богоявленском соборе Ниловой Столобенской пуст. Фотография. 2016 г.
Ковчег с главой свт. Нектария (Теляшина), архиеп. Сибирского и Тобольского, в Богоявленском соборе Ниловой Столобенской пуст. Фотография. 2016 г.

Ковчег с главой свт. Нектария (Теляшина), архиеп. Сибирского и Тобольского, в Богоявленском соборе Ниловой Столобенской пуст. Фотография. 2016 г.
27 авг. 1665 г. в Ниловой пуст. пожар уничтожил бо́льшую часть зданий деревянного мон-ря. Н. начал работу по восстановлению ансамбля, им было задумано строительство каменного храма над могилой прп. Нила Столобенского. С этой целью он ездил в Москву в 1666 и 1667 гг. После личной встречи с царем Алексеем Михайловичем Н. получил 200 р. на строительство. В течение 1666 г. в пустынь начали свозить необходимые материалы. Во время 2-й поездки в Москву Н. скончался на дворе А. Т. и М. Т. Лихачёвых (Успенский. 1887. С. 30), перед смертью принял схиму в московском Чудовом в честь чуда архангела Михаила в Хонех монастыре. По смерти на него был «надет весь святительский сан» (ПСРЛ. Т. 36. С. 153). Отпевание Н. 18 янв. 1667 г. совершили в Чудовом мон-ре в присутствии царя Алексея Михайловича участники Большого Московского Собора, заседавшего в то время в столице,- патриарх Антиохийский Макарий III, митрополиты Новгородский Питирим (впосл. патриарх Московский), Сербский Феодосий, Газский Паисий Лигарид, архиеп. Тверской Иоасаф, 2 буд. патриарха - архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (см. ст. Иоасаф II) и архим. Чудова мон-ря Иоаким (Савёлов), мн. игумены и протопопы. 22 янв. царь провожал тело Н. «за град, за Тверские ворота, за Земляной город» (ДАИ. Т. 5. № 26. С. 101). Согласно последней воле Н., он был похоронен в Ниловой пуст. под папертью Богоявленского собора, обряд погребения совершил архиеп. Тверской Иоасаф. Над гробницей святителя была построена кирпичная палатка, в к-рой находилась икона Божией Матери «Одигитрия».

Сохранилось неск. сочинений Н.: «Увещание Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Ниловой пустыни Дорофею и все братии» в составе позднейшего списка Синодика Ниловой пуст. (ИРЛИ. Причудское собр. № 66, 1887 г.); «Заповедь архиепископа Нектария о трезвости и общежитии 1666 года апреля 2 дня»; письмо «Великому господину Ивану Михайловичу» 1639 г. с просьбой о помощи в деле об оставлении Сибирской кафедры (адресатом считается кн. Катырев-Ростовский; Ромодановская указала 3 списка письма).

Основное содержание сочинений Н.- поучение о монастырской жизни в молитве, трезвости, благочестии. Как духовный наставник Н. прост и весьма строг. По мнению Ромодановской, «Увещание...» и «Заповедь...» не получили распространения за пределами Ниловой пуст. Письмо весьма подробно содержит ряд биографических деталей, эмоциональное описание монастырского быта. В письме Н. повествует о своей жизни, используя различные риторические приемы. Это сочинение было известно современникам и читалось как литературное произведение. Текст письма был использован А. Н. Толстым в романе «Петр Первый» для описания монастырского быта (Толстой А. Н. ПСС. М., 1946. Т. 9. С. 380-381). Перу Н., вероятно, принадлежат также 2 Похвальных слова прп. Нилу Столобенскому.

Точных сведений о времени начала почитания Н. нет, вероятно, его местное почитание началось вскоре после смерти святителя. В нач. XIX в. в Ниловой пуст. хранился образ «богоугодного мужа преосвященного схимника» Н. (ИРИ. Ч. 5. С. 207), возможно, он идентичен портрету Н., считавшемуся его прижизненным изображением и находившемуся в нач. XX в. в трапезной палате обители (Димитрий (Самбикин). 1907. С. 48). К нач. XX в., однако, «в Ниловой пустыни забыты были благодеяния своего благотворителя, незабвенного по своей деятельности святителя Нектария; по нем едва ли отправлялась заупокойная служба в день его кончины». Поэтому по распоряжению архиеп. Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) в 1897 г. «предписано было кроме 15 янв. отправлять соборное (заупокойное) служение по святителе Нектарии и другим настоятелям обители 28 мая (на второй день праздника св. Нилу, в день обретения его мощей в 1667 г.)» (Там же).

Имя Н. включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиеп. Димитрий (Самбикин), но празднование Собору тогда не утвердилось и было возобновлено в 1979 г. Кроме того, имя Н. включено в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по благословению патриарха Пимена.

В 2003 г. (по др. данным - в 2002) во время раскопок в подвале Богоявленского собора Ниловой пуст. были обретены мощи Н., а именно голова святителя. Мощи были помещены по распоряжению игум. Нило-Столобенской пуст. Аркадия (Губанова) в особый ковчег, установленный в 2004 г. в Никольском приделе Богоявленского собора.

Арх.:РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Оп. 3; Оп. 4. № 15 [Док-ты о назначении тобольскими и сибир. архиепископами Н. и Герасима, о жаловании им и др. док-ты, 1638-1655 гг.].
Ист.:Записки к сибирской истории // ДРВ. 17882. Ч. 3. С. 156-157; ДАИ. Т. 2. №. 100. С. 265-266; ААЭ. Т. 4. № 165. С. 218;Черты монастырского быта в XVII в.: Письмо архиеп. Сибирского Нектария и шутовская челобитная колязинских монахов // РА. 1873. Т. 2. Вып. 9. Стб. 1770-1782; Рачинский А. В. Нилова пуст. в первые полутораста лет ее существования // ЧОИДР. 1875. Кн. 3. Отд. 2. С. 7 [Список дорожных вещей Н. 1667 г.]; Миллер Г. Ф. История Сибири. М.; Л., 1937. Т. 2. С. 555-556; Собр. Ниловой пустыни (ф. 200) // Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 338-341; Ромодановская Е. К. Опись имущества сибирского архиеп. Макария (1636 г.) // Источники по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1988. С. 26-28; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. / Изд. подгот.: Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 282-283.
Лит.:Абрамов Н. А. Мат-лы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ея в 1581 г. до нач. XIX ст. // ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 5. С. 26-28; он же. Нектарий, третий архиеп. Сибирский и Тобольский, 1636-1640 // Странник. 1866. № 2. С. 65-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 317, 463; Успенский В. П., свящ. Преосв. Нектарий, второй настоятель Ниловой Столбенской пуст., бывш. архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882; он же. Ист. описание Нилово-Столобенской пуст. Тверской еп., Осташковского у. Тверь, 18873; Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых правосл. Рос. Церковью, а также чтимых Греч. Церковью, южнослав., груз. и местно чтимых в России. М., 1885. Т. 12. С. 204; Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский // Тобольские ЕВ. 1887. № 17/18. С. 339-345; Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625-1650 гг.). Х., 1891. С. 27-47; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 124-125; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 132-133; он же. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907. С. 47-49; А. Ш. Нектарий (Теляшин) // РБС. Т. 11. С. 213-214; Ромодановская Е. К. Нектарий // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 374-376; она же. Избр. тр.: Сибирь и лит-ра, XVII в. Новосиб., 2002; Турилов А. А. Нектарий // Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 439; Круги времен: В память Е. К. Ромодановской. М., 2015. Т. 1. С. 187-194.
И. А. Устинова

Иконография

Нектарий (Теляшин), архиеп. Сибирский и Тобольский. Фотогравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Мастерская «Шерер, Набгольц и Ко»
Нектарий (Теляшин), архиеп. Сибирский и Тобольский. Фотогравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Мастерская «Шерер, Набгольц и Ко»

Нектарий (Теляшин), архиеп. Сибирский и Тобольский. Фотогравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Мастерская «Шерер, Набгольц и Ко»
Портрет-парсуна Н. был создан в Москве сразу после его кончины по заказу царя Алексея Михайловича и отправлен вместе с телом святителя в Нилову Столобенскую пуст. Изображение, написанное масляными красками на доске (ок. 71×53 см), было установлено на гробнице Н. в кирпичной палатке под папертью Богоявленского собора мон-ря. Святой имел вид согбенного старца со смуглым исхудалым лицом, облаченного в архиерейскую мантию. Судя по надписи на обороте портрета, образ являлся точным списком первоначального портрета: «Истинное изображение и мера образа, по именному повелению благочестивейшего государя, Царя и великого князя Алексея Михайловича, из Москвы в Пустынь Чудотворца Нила с телом сего достоблаженного мужа, Преосвященного Схимонаха Нектария, Архиепископа Тобольского и Сибирского, отпущенное, который в той Пустыни принял на себя монашеский образ, двунадесятилетен суще от рождения, где и строитель был» (Успенский. 1882. С. 95-96). Портрет Н. находился также в трапезной палате Ниловой пуст. (Димитрий (Самбикин). 1908. С. 49).

По-видимому, к какому-то из этих образцов восходит фотогравюра нач. 80-х гг. XIX в. московской мастерской «Шерер, Набгольц и К°» (воспроизведена в кн.: Успенский. 1882; экземпляр из музея «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., дар архим. Арсения брату А. И. Никольскому - Барсегян (Куксинская). 2017. С. 168, 625) с поясным изображением Н. вполоборота вправо, в редком типе облачения - в схиме с куколем на плечах и архиерейской мантии с небольшими скрижалями и источниками, руки сложены на груди, в левой - свиток (жест лежащего в гробу?). Лицо Н. с индивидуальными чертами: высокий лоб с залысиной, округлая седая борода, большие темные глаза, морщины возле переносицы, прямой нос, небольшие уста под длинными густыми усами. На фоне характерная для подобных портретов надпись: «АРХИЕПИСКО(П) НЕКЪТАРIЙ сïбирскïй i тобольскïй остави(в) архиепископïю поживе в ниловой пстынiй». Судя по этому воспроизведению, по иконографии и стилю исполнения, протограф соответствовал произведениям времени Н. (таким, как царские Титулярники 70-х гг. XVII в.).

Другой несохранившийся портрет Н. был создан неизвестным художником в Тобольске, очевидно, для галереи портретов Тобольских архипастырей в архиерейском доме или в одном из монастырей. Он известен по фотографиям 90-х гг. XIX в. (2 фотоснимка изготовлены в ателье М. М. Уссаковской в Тобольске, 1 - фотографом И. С. Шустером, ТГИАМЗ), нек-рые предназначались для альбома «Тобольские архипастыри», изданного по инициативе митр. исп. Агафангела (Преображенского) епархиальным братством (1897). На поясном портрете, написанном скорее всего в кон. XVIII - нач. XIX в. (возможно, копия с более раннего произведения), Н. был изображен вполоборота вправо, в рясе, архиерейской мантии и черном клобуке с воскрилиями, с наперстным крестом, в правой руке иерарха - крест, в левой - жезл с навершием в виде посоха, без сулока. Черты внешности в целом сходны с посмертным портретом, за исключением более длинных волос и окладистой бороды лишь с небольшой проседью.

При описании чудес святого встречаются упоминания о его внешности так, как он привиделся во сне благочестивой пожилой девице из Осташкова в 1865 г. «в гробнице в митре» (Успенский. 1882. С. 88-90). Образ Н. представлен в клеймах житийных икон и хромолитографий прп. Нила Столобенского (содержат 52-54 клейма): «Исцеление от расслабленных ног», «Исцеление женщины у святых мощей», «Чудо исцеления от падучей болезни». Об этом свидетельствуют чудеса у св. мощей прп. Нила, которые подробно описал в его Житии 1829 г. трудник монастыря Алексей Федорович Шепневский (РГБ. Ф. 200. № 87). В рассказе об этих чудесах указаны даты и сказано: «Игумен Нектарий пел молитвы», «Игумен Нектарий с братией пел молебен». Т. о. Н. представлен на иконе посл. четв. XVIII в. (1791?, ВГИАХМЗ, происходит из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст.; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. [С. 190-191]. Кат. 116-117; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерусское искусство в собр. Вологодского музея-заповедника. Путев. по экспозиции / ВГИАХМЗ. М., 20082. С. 141, 145-146. Ил. 115, 116); на сохранившейся гравировальной доске и напечатанной с нее гравюре резцом (1777), исполненной по заказу архим. Феодосия (Буйкова) (ТОКГ); на иконе 40-50-х гг. XIX в., созданной осташковским иконником для часовни поселья Ниловой пуст. Сиговка (ныне находится в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.); на иконе 1902 г. письма иконописца из Торжка Н. И. Новосёлова из ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при имп. стекольном заводе в С.-Петербурге (вклад осташковского мещанина В. И. Хрусталёва, ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 50-52, 128. Кат. 45; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1999. С. 102-107. Кат. 23); на иконе нач. XXI в. иконописца из Твери В. Михайлова (музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст.). Подобные композиции встречаются на хромолитографиях «Прп. Нил Столобенский, в житии» 1880 г. мастерской Троице-Сергиевой лавры (издано «тщанием» настоятеля Ниловой пуст. архим. Арсения - РГБ, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., частное собрание) и 1903 г. московской мастерской И. А. Морозова (из собр. А. И. Буркина, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., см.: Барсегян (Куксинская). 2017. С. 526, 529, 538-540). В клеймах Н. изображен у мощей прп. Нила, иногда в профиль, стоящим отдельно или с братией на молебне, а также с больными, свидетелями чудес, и др. молящимися. На нем традиц. монашеские облачения - мантия, подрясник, епитрахиль, в руках - раскрытая книга. Голова Н., как правило, не покрыта (на вологодской иконе он в клобуке), длинные с проседью или седые волосы лежат на плечах, борода средней величины.

Описаний внешнего облика Н. в иконописных подлинниках не обнаружено. Наиболее раннее известное изображение святителя в иконописи встречается на иконе «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. в Кашине; см: Журнал 83-го заседания ТУАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине. Тверь, 1901. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 2-4, 49). Композиция с фигурами 46 Верхневолжских святых была создана в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), тщанием кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина, образ исполнен инокинями Сретенского мон-ря в Кашине. Н.- в 4-м ряду крайний слева, рядом со свт. патриархом Иовом, в архиерейской мантии, голова покрыта клобуком, руки возле груди, борода седая, продолговатая.

Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг.
Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг.

Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг.
Совр. иконография Н. была разработана после его канонизации на основе книжной репродукции с ранним портретом, но в традициях древнерус. иконописи. Он представлен обычно в рясе, схиме и фиолетовой архиерейской мантии (часто с красными скрижалями), с непокрытой головой с залысинами, борода седая средней величины, на конце слегка раздвоенная. На иконе нач. XXI в. Н. изображен стоящим на омываемом водами о-ве Столобное (Столбный) на оз. Селигер, возле его ног - постройки Ниловой пуст. Правая рука святого возле груди, в левой - развернутый свиток с выдержками из его «Заповеди о трезвости...» («А кто будетъ свщенникъ или дьконъ или (т) простыхъ братй, забывъ милость Бжю и наше благословене презревъ, оучнетъ бражничать»). Сокращенным поясным вариантом этого извода является небольшой прямоличный образ Н., созданный в 10-х гг. XXI в. (установлен на крышке ковчега с его св. мощами в Богоявленском соборе Ниловой пуст.): правая рука Н. прижата к груди, в левой - развернутый свиток; аналогичный по типу образ находится в кафедральном Воскресенском соборе Ханты-Мансийска. В трапезной Ниловой пуст. имеется поясная икона Н. (10-е гг. XXI в.). Оплечный образ Н. помещен в настенной росписи нач. XXI в. ц. Преображения Господня у Оковецкого источника (скит Ниловой пуст., Селижаровский р-н Тверской обл.). Кроме того, появились иконы, на к-рых Н. представлен вместе с преподобными Нилом и Германом Столобенскими: святые стоят на облаках, внизу - монастырский ансамбль на о-ве Столобное. Образы отличает необычная реалистичность письма.

Н. изображен в современных композициях «Собор Тверских чудотворцев», в частности в группе святых Ниловой пуст. - на иконе из тверской ц. блж. Ксении Петербургской (2007, иконописец М. Г. Кондрашова; см.: Тверской мирянин. 2008. № 1. С. 8). В иконографии «Собор Сибирских чудотворцев» Н. показан, напр., в стенописи нач. 10-х гг. XXI в. собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского муж. мон-ря (с. Абалак под Тобольском). В том же храме есть настенная композиция с фигурами свт. Иоанна Тобольского и Н. с Абалакской иконой Божией Матери «Знамение» на покровенных руках, на фоне Тобольского кремля. В сибирской иконописной традиции Н. изображают в архиерейском богослужебном облачении - в подризнике, крещатом саккосе и омофоре, голова не покрыта, черты лика индивидуализированы. Немного иначе - с густыми, разделенными на прямой пробор волосами и удлиненной бородой, в фелони и омофоре, с Евангелием в руке - Н. представлен в росписи, на которой он благословляет вдовицу Марию перед Абалакской иконой Божией Матери. Образ Н. (в саккосе, с Евангелием в руке, напротив иконы свт. Иоанна Тобольского) включен в деисусный чин иконостаса ц. вмч. Георгия Победоносца в Сургуте (2012-2013, мастерская А. В. Фехнера «Глитика», иконописец Т. Санникова).

Лит.: Успенский В. П., свящ. Преосв. Нектарий, 2-й настоятель Ниловой Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-4, 6, 47-49; Барсегян (Куксинская) Т. В. Житие свт. Нектария, настоятеля Нило-Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирским и Тобольским // Святые покровители Ниловой пуст. М., 2008. С. 86-125; она же. Нилова пустынь: Мон-рь и мир / Изд. Нило-Столобенской пуст. М., 20173. С. 168-176, 529, 538-540, 625; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 439, 834.
Т. В. Куксинская
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) Святители Русской Православной Церкви Собор Сибирских святых (10 июня) Архиепископы Русской Православной Церкви Иконография святителей Нектарий (Теляшин Николай Павлович; † 15.01.1667), архиепископ Сибирский и Тобольский, святитель (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
См.также:
ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)
АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)
АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)
ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)